Расставание: прими как дар
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец».(Евгений Шварц, «Обыкновенное чудо»)
Говоря о расставаниях, очень легко скатиться в область избитых истин. И очень не хочется этого делать. Здесь нет и не может быть ни рецептов, ни бодрых идиотских советов из серии «займитесь шопингом» или «переспите с секретаршей», потому что каждый такой опыт уникален ровно настолько, насколько уникальна каждая отдельная человеческая жизнь. Расставание - «Есть поединок человека и боли. И хорошо, когда побеждает человек».
Первая влюбленность настигает человека уже в самом нежном возрасте - сначала в песочнице, затем в школе. В детстве расставания с предметом обожания переживаются сравнительно легко. Взрослея, человек с удивлением осознает, что солнце светит ярче, а небо кажется синее и выше, если рядом Он или Она. Вместе - хорошо. Врозь - немыслимо. Но рано или поздно каждый из нас впервые сталкивается с этой болью, имя которой - расставание.
Никогда не говори «навсегда»
Так уж сложилось, что со времен грехопадения у человека большие проблемы с пропуском в вечность. Поэтому слово «навсегда», когда его произносят люди, вызывает у Бога самую грустную улыбку. Как говорится - «Не обещайте деве юной...»
Если повезло в жизни с ориентирами, родителями и учителями (не обязательно школьными), то первый опыт расставания, может, и весьма болезненный, будет еще и весьма ценным. Но только при условии, что человеку помогли сделать правильные выводы, не позволили ему захлебнуться в жалости к самому себе, приучили его к слову «преодоление». Объяснили, что расставания необходимы как этапы большого пути, а настоящая трагедия - это когда человек уходит из жизни. Когда уже ничего не исправить, когда поздно просить прощения и прощать.
Расставаться люди могут по самым разным причинам - в конечном итоге важно не это. Нет смысла кого-то обвинять, искать правых или виноватых. Дайте человеку уйти, если он так решил, даже если кажется, что жизнь без него невозможна. Потому что если в отношениях люди уже «съели серединку», и друг другу больше нечего сказать, то пустота и ощущение фальши будут только увеличиваться. В конце концов, можно взять паузу, это тоже бывает необходимо. Нередко именно расставания и расстояния лечат больные отношения.
Когда любовь становится неврозом
Древний миф о «половинках», конечно, очень красив. Однако подлинная гармония в отношениях не имеет ничего общего с болезненной зависимостью друг от друга. Тезис «Я не могу без тебя» в этом случае выглядит по-другому: «Я могу без тебя, но с тобой мне лучше... если ты не против». И ключевое слово здесь - «могу».
В любви есть большая опасность - полностью раствориться в другом человеке, сжав свое собственное внутреннее пространство до размеров игольного ушка. Хорошо, если партнер готов сделать то же самое. А если нет? Тогда ты обкрадываешь себя. Ты - самостоятельная личность, зачем забывать об этом? И если, кроме всего прочего, ты наделена бесценной способностью к самоиронии, то никакие бури и ураганы тебе не страшны.
Кипящие страсти, оборванные телефонные провода, истерики, бесконечные выяснения отношений, рыдания и даже попытки свести счеты с жизнью - наивернейший сигнал, что нужно остановиться и сверить курс. Есть, правда, другая опасность. Когда стрелка твоего внутреннего компаса вращается, как сумасшедшая, рядом могут оказаться не только ангелы. И направить совсем не туда, куда нужно.
Каждый справляется со стрессом по-своему. Кто-то врубает на полную катушку нетленные произведения Кинга Даймонда или Rammshtein, заставляя соседских старушек креститься. Кто-то слушает нон-стоп си-бемоль-минорный ноктюрн Шопена или Рахманиновскую «Элегию», так же доводя до исступления соседей - любителей «русского шансона». Одни пытаются разрулить ситуацию, обращаясь к «потомственным» колдунам, другие - идут за ответом в церковь. Но изначально все ответы уже есть внутри нас. Нужно только дать себе труд и время за всем этим кипением и громом расслышать верную ноту, стать отстраненной и понаблюдать за собой и своими страданиями со стороны, с долей иронии или даже здорового цинизма.
Для этого не нужно бежать от боли. Спокойно развернись к ней лицом. Прими ее, вдохни до последней капли. Плачь - слезы это тоже дар. Погрузившись на самое дно этой боли, скажи «спасибо». И возвращайся к жизни. Это тебя не убило. Значит, ты стала сильнее.
И вот с этого самого момента и начинается исцеление, ибо «то, что гусеница считает концом света, Учитель называет бабочкой».
Благодарю
Мне очень нравится притча о следах на песке: «Одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни - радостные и грустные. Вспоминал радостные - и видел на песке две цепочки следов. Припоминал несчастья - и видел лишь свои следы.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать:
- Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему я оставался в одиночестве, когда я больше всего нуждался в Тебе?
И тогда Господь ответил:
- Я никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках.»
Когда нам плохо - нас несут на руках. Только вот благодарность и смирение - редкие свойства редких человеческих душ. Когда ты ищешь помощи свыше, нужно быть готовой к тому, что все может сложиться иначе, чем тебе хотелось. Верующий человек понимает, что Бог управит наилучшим образом, по своему промыслу, потому что никто, кроме Него, не знает, что в итоге для тебя лучше.
Принятие этого требует большого смирения. Легко благодарить за явное - когда все ладится и удается. И так трудно благодарить за тайное, когда смысл происходящих грустных перемен сокрыт от человека до времени.
В жизни не бывает ничего случайного или незаслуженного. И часто, сопротивление и бунт против душевной боли, оборачиваются для человека самыми серьезными физическими недомоганиями.
Один из православных старцев, Николай Псковоезерский, сказал так :«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
«И ощутить сиротство как блаженство»
Страданиями этот мир не удивить. Я вспоминаю слова царя Соломона: «Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». И в трудные времена эти слова кажутся издевательством, перечитай их, когда твоя боль немного утихнет. И хоть каждый из нас, безусловно, уникален, все наши трагедии, истории и переживания, увы, не новы. Это было «в веках, бывших прежде нас».
Ну, а одиночество можно принять как дар, как время для подготовки к новым встречам. Осмотреться. Что-то переосмыслить. Осознать, что нет больше гусеницы. Есть бабочка с крыльями дивной красоты и самого дерзкого их размаха. Может, она и была рождена ползать, но зато как теперь летает!