Первый раз в первый класс
Эта фраза вызывает одновременно и восторг, и волнение. В преддверии 1 сентября каждый родитель взволнованно перебирает в уме длинный список того, что необходимо приготовить к школе. Однако мало купить тетради, карандаши и картон, нужно обратить внимание на психологическое состояние малыша, ведь для него это один из самых волнующих моментов в жизни и довольно большой стресс. О том, как помочь ребенку адаптироваться в данной ситуации рассказывает психотерапевт Европейского Медицинского Центра (ЕМС) Наталья Ривкина.
Зачем консультироваться со специалистом?
Первый класс – один из кризисных периодов жизни, которые переживает ребенок. С первого сентября жизнь малыша кардинально меняется. Часть времени он проводит вне дома в незнакомой обстановке, общается с новыми людьми. Полностью меняется образ жизни ребенка: теперь необходимо придерживаться определенных правил, выполнять не всегда понятные задания. Данный этап жизни требует от него больших ресурсов в плане адаптации к новым условиям и в одиночку ему будет непросто справиться.
Что такое программа подготовки к школе?
Существует множество программ подготовки детей к школе. Большинство из них основано на тестировании. Исходя из количества правильных ответов, определяется степень готовности малыша к обучению, его возможности и особенности. Но существуют и другие, более современные методики. Например, в Европейском Медицинском Центре применяется иная, более личностная и развернутая программа обследования (Check up) для подготовки к школе. В рамках данной программы врачи проводят диагностику здоровья и психологической готовности детей к учебному году, то есть делают полный анализ соматического состояния и осуществляют специальную психотерапевтическую оценку состояния ребенка. Таким образом, выявляются слабые звенья, которые могут нарушить адаптацию ребенка в новых условиях.
Психотерапевтическая оценка детей проводится после предварительной беседы с родителями, с использованием методик игровой психотерапии специалисты оценивают модель взаимодействия родителей с ребенком, воспитательные модели родителей, а также сложности, существующие внутри семьи, которые могут влиять на адаптацию ребенка, его жизненный опыт и общее состояние на данный момент времени.
При необходимости дополнительно может быть проведено нейропсихологическое обследование, при помощи которого оценивается психоэмоциональное созревание ребенка и его возможности в плане обучения. Задача такой программы – выделить слабые звенья у ребенка и понять, как их укрепить, а также сориентировать родителей, каким образом поддержать своего малыша, чтобы он прошел этот кризисный период без каких-либо психоэмоциональных последствий.
В чем уникальность такой программы?
Обычно все программы оценки, применяемые школьными психологами, рассчитаны на определение среднего уровня в пределах нормы, что исключает индивидуальный подход к ребенку. Программа для подготовки к школе Европейского Медицинского Центра ориентирована на каждого ребенка в отдельности, поэтому результаты и рекомендации будут строго индивидуальны.
Какова роль родителей?
Степень участия родителей в данном случае очень велика. Именно они проводят большую часть времени с ребенком, поэтому специалисты ЕМС дают рекомендации мамам и папам, как вести себя в данный период времени и каким образом помогать малышу. Например, ребенок трудно адаптируется, с трудом соблюдает правила, тяжело переносит большие и длительные нагрузки и так далее. Очень важно, чтобы родители знали, как действовать в каждой из таких ситуаций и на что нужно обращать особое внимание.
Когда начинать подготовку к школе?
Оптимальное время для обращения к специалисту – примерно за полгода до школы. Его будет достаточно и врачам, чтобы провести оценку здоровья ребенка, и родителям - чтобы с учетом рекомендаций выбрать школу с подходящим графиком и системой обучения.
Однако если проконсультироваться со специалистом не удалось, а в начале учебы у ребенка возникли трудности: изменение поведения, проблемы с учебой или дисциплиной - обратиться за помощью можно и после первого сентября. Важно не оставлять малыша один на один с его проблемами и помнить, что любые трудности можно решить. Главное - знать, в чем проблема и как с нею справиться.