Чем вызвано резкое снижение самооценки у подростка?

Важнейшая характеристика каждой человеческой личности – ее самооценка. Свой собственный образ, закрепленный в нашем сознании, будет определять любое решение, которое придется принимать в жизни. В громадной степени он будет влиять на все личные несчастья и удачи. Он будет отражаться на служебных успехах, на выборе мужа, на умении находить и сохранять друзей и даже на способности любить. Высокая самооценка дает возможность девочке смелость браться за что-то новое, иногда терпеть неудачи и все же побеждать.



Формируйте правильную самооценку дочери


Принимайте свою дочь такой, какая она есть, любите ее и говорите об этом, но не забывайте, что только этого для высокой самооценки еще недостаточно. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными успешными делами. Поэтому научите ее делать то, к чему она больше всего расположена. И тогда она получит признание не только от вас, но и от других окружающих ее людей. Не пытайтесь вырастить ее «в теплице». Она имеет право преодолевать свои трудности сама. Вы можете их предвидеть и сделать так, чтобы у дочери появилась возможность, способность влиять на свое окружение, на ход событий, одерживать победы. Сделайте все, чтобы дочь знала, что она – не беспомощное существо и от нее зависит очень многое.


Поэтому учите ее быть компетентной, выгодно выделяться в избранных ею видах деятельности, выполнять какое-то дело лучше, чем большинство ее сверстниц и даже сверстников.


Причины снижения самооценки у мальчиков в возрасте 12-18 лет


Характерной особенностью ранней юности является резкое снижение самооценки. Во многом это связано с большим количеством изменений, происходящих одновременно. От неуверенности в себе возможно ухудшение школьной успеваемости и отвратительное поведение. Чем больше изменений, тем хуже ситуация, тем острее кризис перехода. Для кризиса достаточно уже начала полового созревания и сопутствующей ему гормональной перестройки организма. Те подростки, у которых этот период совпадает с переходом в среднюю школу из начальной и большими переменами в школьной среде, переносят кризис гораздо тяжелее. Еще хуже тем, чьи родители в это время разводятся. Дополнительным стрессом может явиться переезд на другую квартиру, сопровождающийся переходом в другую школу (еще хуже – переезд в другой город или в другую страну).


По возможности родителям следует постараться не усугублять подростковый кризис сына: если возможно, отложить развод и/или переезд. Если все-таки переезд неизбежен и состоится в пределах одного города, лучше будет продолжить обучение в той же школе, даже если в нее придется ездить, что связано с определенными неудобствами. Зато психологически мальчику будет гораздо комфортнее и период может пройти намного спокойнее.


Ниже вы прочтете стихи 15-летнего мальчика и комментарий к ним его самого, но только уже повзрослевшего на 3 года. Ему как раз не повезло: в середине года из-за переезда в другой район города ему пришлось поменять школу. Обратите также внимание на то, что его выходу из депрессии помогли не родители, а случайно встреченная пожилая супружеская чета. Хотя, как мы с вами понимаем, ничего случайного в нашей жизни не бывает...


«Со мной было так»: рассказывает Анатолий


В пустыне дня, летящего так скоро, Канатоходец я без веры и опоры. Хочу гореть, но нет во мне огня,


Хочу покоя, но вокруг раздоры. И вновь тоска непрожитого дня.


В водовороте праздной суеты Нет места для любви и для мечты. Наш мир - театр, и мы меняем маски, А душу разъедает жажда сказки.


Прекрасен вид пустынных площадей. Где есть толпа - там нет уже людей, Затоптан индивидуум, затерт, А смысл жизни выброшен за борт.


Я чуда жду, я верю в мир и свет, Во мне же мира нет, и света нет - Клубится в зеркале туманный коридор, Моей души смятение и вздор.


Это стихотворение я написал три года назад, когда мне было пятнадцать. Нам повезло: нашу коммуналку в центре города расселили, и мы переехали в отдельную двухкомнатную квартиру. Так что теперь и у меня, и у родителей была своя комната. Но квартира была в районе новостроек, и мне пришлось поменять школу.


Это было ужасно. Если в нашей школе меня считали математически одаренным, то в новой школе никому до этого не было дела. Ко мне моментально прилипла кличка «долговязый очкарик».


Мне было так одиноко, что я стал общаться с несколькими одноклассниками, которых остальные называли «зазнайками». Эти три мальчика и девочка учились лучше всех, побеждали на районных, и даже городских олимпиадах и потому считали себя лучше других «дурачков» по определению. Я стал играть по правилам своих новых «друзей», хотя вовсе не считал их друзьями. Со временем мне стало казаться, что все вокруг фальшиво, что все ходят в масках и играют роли. Я стал очень нервным и раздражительным.


С родителями я об этом не говорил: они расстроились бы, а помочь мне все равно не смогли бы (как я тогда считал). Летом, перед выпускным классом, в парке я случайно познакомился с супружеской парой пенсионеров. Это были удивительные люди. Максиму Леонидовичу было уже восемьдесят пять. Он почти ничего не видел, а после инсульта ходил очень медленно и с большим трудом. Его жена Ольга Феоктистовна была на пять лет младше мужа, прекрасно видела, зато нормально слышать могла только с помощью слухового аппарата. Они смеялись, что просто созданы друг для друга, и теперь, на шестьдесят втором году совместной жизни, вдвоем составляют одного полноценного человека. Мне казалось, что они совершенно точно знали, как нужно жить и что делать, и потому были счастливы. Они мне много рассказывали о своей жизни, а я им - о своей. Они никогда не говорили со мной как с ребенком. Я видел, что им со мной интересно и что они уважают мои взгляды и идеи даже тогда, когда с ними не согласны. Они не говорили мне, что я неправ, но приводили доказательства в защиту своей точки зрения.


Оказалось, что Максим Леонидович был раньше школьным учителем физкультуры и тренером по легкой атлетике. В самом начале лета я познакомился с одним из его учеников-тренеров. Он предложил мне позаниматься легкой атлетикой для общего развития. Чемпионом и великим спортсменом я, конечно, не стал, зато уж точно перестал быть неуклюжим. Сутулость пропала и появились кое-какие мускулы. Даже отец как-то заметил, что я выгляжу очень спортивно и держусь уверенно. А перед началом нового учебного года мои «многовозрастные друзья», как они сами себя называли, напутствовали меня такими словами: «Толик, брось играть роли, чтобы пытаться кому-то понравиться. Просто будь самим собой. Мы тебя неплохо узнали за это время и уверяем тебя, что ты достойный и интересный молодой человек. И заметь, что мы тебя полюбили, как могли бы полюбить родного внука, если бы он у нас был, а ты ведь вовсе даже и не старался нам понравиться, даже не думал об этом».


Я подумал над их словами и стал вести себя в школе так, как привык за это лето в кругу новых, взрослых друзей, окружавших меня в парке и в спортивном клубе. И все мои проблемы, начиная с проблемы одиночества, как-то незаметно кончились. У меня появились друзья. И хотя свободного времени у меня стало намного меньше, ведь теперь к урокам у меня добавились тренировки по легкой атлетике и встречи с друзьями, все же я как минимум раз в неделю находил пару часов для общения со своими «многовозрастными друзьями». Нахожу и теперь, когда учусь на первом курсе.

Популярные сообщения из этого блога

Какую опасность представляет мобильный телефон для ребенка?

Почему нужно делать сюрпризы и устраивать праздники для детей?

Страх развода мешает бракосочетанию