Первый раз в детский сад
Вводя ребенка в среду общения с другими детьми, нужно внимательно за ним наблюдать: как он ведет себя, как реагирует на контакты с ними, готов ли «сотрудничать», то есть играть вместе, какое у него настроение во время и после игры. Беспокойство должна вызывать как слишком пассивная позиция, когда он тихонько играет сам с собой в уголке, так и слишком агрессивная - он отбирает у детей игрушки, не дает поиграть свои, дерется, ломает вылепленные другими детьми «куличики» и т.п.
Совестить и наказывать ребенка 2 - 3 лет за такие проявления бессмысленно - он еще не имеет представлений о том, что нравственно, а что нет, не знает норм и правил общения. Но в этом возрасте он уже открыт для понимания того, что есть он и есть кто-то другой, у которого могут быть свои интересы. И в это время есть смысл формировать образ этого самого «другого», пусть пока неполный и неглубокий.
И здесь опять на помощь придет игра. Вернувшись с прогулки домой, вы можете разыграть с ним вместе любую ситуацию, которая возникла в песочнице, с помощью маленьких игрушек. Лучше всего поменять роли - обидчика и обиженного, активного и пассивного участника конфликта - несколько раз. И довести каждый сюжет до конца. Тем самым вы поможете ребенку найти правильное решение в любой ситуации.
Конечно, настоящей ролевой игры в этом возрасте еще не получится, но все-таки уже и в полтора года дети с удовольствием играют в «зайчиков» и «белочек». Это возможность поставить ребенка на несколько другую позицию и дать ему варианты поведения. Ведь самое нехорошее, что может быть, - это когда ребенок утыкается в единственно возможный вариант. Нередко это фиксируется в сознании, и он всякий раз будет воспроизводить именно такое поведение.
И касается это не только агрессивной позиции, в которой он будет каждый раз бить и обижать другого ребенка. Возможна фиксация и пассивной позиции, позиции жертвы - и в ней тоже нет ничего хорошего. В игре вы сможете поменять роли, показать другие варианты разрешения конфликта - например, как можно подружиться. Не нужно слишком усложнять структуру моральной коллизии, но уже можно ввести новые для него понятия «хорошо - плохо», «красиво - некрасиво» и т.п.
Прежде чем привести ребенка в первый раз в Детский сад, важно пообщаться с его будущим воспитателем и постараться достичь взаимопонимания с ним. Родители заранее должны обговорить с педагогом тонкости, касающиеся их ребенка. Скажем, насколько легко он вступает в контакт с другими детьми, в чем его сильные и слабые стороны, какие навыки он уже хорошо освоил, а в чем испытывает затруднения и т.п.
Если есть сомнения в том, что ребенок готов к садику, родителям стоит с помощью специалиста-психолога провести первичное психологическое обследование, чтобы понять, какие у него слабые места в сфере социализации, какие сильные - на чем можно будет строить воспитательную стратегию. А воспитатель должен использовать именно ту стратегию, которая подходит конкретному ребенку. Для одного это может быть эмпатия (готовность к сопереживанию), для другого - мотивация достижений и т.п.
Важно подготовить ребенка к элементам самостоятельности. Он должен уметь без помощи взрослого есть, умываться, проситься с туалет и т.п. В лучших детских садах обычно проводят консультации - что конкретно ребенок должен уметь. Ведь если воспитательница не слишком умелая и будет делать ему замечания либо дети начнут смеяться над ним, негативное впечатление о садике обеспечено. И ребенок будет отказываться ходить туда, плакать каждый раз, цепляться за маму и т.п.