Как вызвать ребенка на откровенность, если вы подозреваете, что у него проблемы
Бывают ситуации, когда мы, родители, задумываемся: комфортно ли нашему ребёнку в социуме, что происходит в подростковой компании, за закрытой дверью детского сада, не обижают ли его во дворе или в школе? Как быть в этой ситуации? И как говорить с ребёнком, чтобы он смог быть откровенным? Об этом EtCetera рассказала психолог, гештальт-терапевт Екатерина Швигоренко.
НАВЫК ОБЩЕНИЯ. Самое важное – откровенность не достигается применением волшебных фраз или приёмов. Для неё нужен спокойный семейный фон и возможность ребёнку опереться на хорошие отношения с родителями. Важно, чтобы в семье была возможность и был сформирован навык разговаривать как о пустяках, так и о сложном. Но как все-таки быть, если и обстановка в семье комфортная, но ребёнок, тем не менее, ходит грустный, а мама подозревает, что это связано с внешним миром. С таким запросом можно обратиться за консультацией к психологу, но можно попробовать разобраться и самостоятельно.
С МАЛЫШАМИ. В выборе подхода к ребёнку важную роль играет его возраст. С дошкольником или младшеклассником можно «проиграть» сложную ситуацию с помощью игрушек и предметов. Желательно, чтобы эти предметы были небольшого размера, чтобы ребёнку было удобно манипулировать ими. Подойдут фигурки животных, героев мультиков, фигурки из «киндеров», резиновые игрушечки. Их нужно собрать всех вместе и предложить сыну или дочери поиграть с ними в садик (школу).
Пусть сначала выберет фигурку для себя, потом спросите его о том, кто ещё есть рядом с ним. Спрашивайте, чем похож герой на того человека, которого он изображает. А когда все роли будут распределены, спросите: а как у вас в классе/саду обычно бывает?
Обращайте внимание на взаимодействие персонажей, конфликты между ними, на тех, с кем взаимодействует фигурка главного героя. Ребёнку может быть сложно рассказать вам о своей проблеме, он может молчать из-за стыда или страха перед наказанием. Но игра даёт непрямой путь для того, чтобы беспокоящая или конфликтная ситуация проявилась, чтобы ребёнок смог найти канал для выражения своей сложности.
Также этим каналом может выступить рисунок («Нарисуй свой день в садике») или сказка («Давай придумаем историю про лисенка, который пошёл в первый класс/переехал в другой лес и сменил школу»).
С ПОДРОСТКАМИ и детьми старшего возраста нужен другой путь, более прямой. Вам важно построить беседу так, чтобы не требовать от ребенка откровенности, избегать указаний и упрёков. Постарайтесь раскрыть свои собственные чувства по отношению к нему и искренне ими поделиться. Возможно, вы столкнетесь с беспокойством, растерянностью, бессилием, злостью – говорите об этом. Если вы предполагаете, что сын или дочь конфликтуют в классе – уместным будет поделиться своим опытом проживания сложностей в коллективе, опытом непонимания на работе.
Попробуйте представить себя в возрасте ребёнка, вспомните, что волновало вас, что хотелось получить от родителей, почему не хотелось делиться с ними. Ситуации вряд ли будут совпадать, но, возможно, воспоминая о себе, тринадцатилетнем, помогут найти ключик к потребностям родного вам подростка. А когда в итоге всех ваших действий и разговоров сын или дочь станут более открытыми с вами, если начнут делиться тем, что раньше носили в себе – очень важно! – не пользуйтесь их откровенностью, не стыдите и не оценивайте их действия, какими бы странными они вам ни казались.