Чем может быть вызвано сопротивление со стороны ребенка?

Вы, вероятно, сначала столкнетесь с увеличением количества проверок и с возрастанием сопротивления со стороны ребенка. Не тревожьтесь по этому поводу! Это явление временное и совершенно нормальное. Это не значит, что ваши методы неэффективны. Это означает только, что вашему агрессивному исследователю требуется собрать большое количество информации. Начальная фаза перевоспитания, обычно занимающая от восьми до двенадцати недель - это период массированного сбора данных. Крепитесь! Будьте последовательны. Позвольте процессу преподавания и обучения идти своим чередом.



В конце концов, представления ребенка о ваших правилах и предполагаемых действиях в большинстве случаев основаны на опыте, приобретенном в течение нескольких лет. Вряд ли ваш ребенок изменит свои хорошо устоявшиеся Убеждения в мгновение ока только Потому, что вы сказали, что теперь Все будет по-другому. История в данном случае работает против вас. Детям потребуется испытать перемены на себе в течение некоторого времени, прежде чем они пересмотрят свои воззрения и примут эти перемены как свершившийся факт.


Чего вы можете ожидать, изменив методы воспитания?


В период перевоспитания вам стоит ожидать, что ребенок станет часто проверять вас на прочность и делать все от него зависящее, чтобы заставить вас «вести себя как положено». Если в прошлом вы «исполняли танцы», ожидайте, что ребенок будет пытаться подловить вас с помощью соблазнительных наживок, чтобы вернуть на «танцпол».


В начальный период перевоспитания значительную роль будут играть последствия. Вам придется часто применять их, чтобы прекратить стычки за власть, остановить плохое поведение и приучить ребенка настраиваться на ваши слова и принимать их всерьез. Подружитесь с этими замечательными инструментами! Они - гарантия того, что ваши слова будут внушать доверие. Чем более последовательны будут ваши действия, тем быстрее ребенок научится прислушиваться к тому, что вы говорите, - и слушаться.


Как вырастить послушного ребенка?


Моника - хороший тому пример. Ее родители пришли на один из моих семинаров в поисках более эффективных способов справляться с вызывающим и вздорным поведением своей двенадцатилетней дочери. Они вскоре поняли, что их подход был попустительским, границы - гибкими, а последствия - запоздалыми и неэффективными. Они устроили семейный совет с Моникой и объявили, что теперь все будет по-другому.


- Мы не собираемся больше повторять или напоминать, когда просим тебя сделать что-либо, - сказал отец. - Мы будем просить один раз. Никаких споров или обсуждений. Никаких лекций или повышенного тона. Если ты предпочтешь не слушаться, мы используем новые воспитательные последствия.


Они объяснили ей, что собой представляют логические последствия и тайм-аут.


Поверю, когда увижу это своими глазами, - скептически сказала себе Моника. Судя по ее предшествующему опыту, у нее не было ни малейших причин воспринимать их слова всерьез.


Но родители Моники сдержали слово. Когда они просили ее сделать что-то, они выдвигали твердое требование один раз. Когда Моника отключалась или пыталась спорить - что она проделывала большую часть времени, -они использовали процедуру «проверки слуха» или тайм-аут. Больше не было ни повторений, ни напоминаний. Споров и дебатов не было тоже. Если она продолжала противиться, они переходили к логическим последствиям или тайм-ауту.


Эти методы сработали. Впервые в жизни Моника несла ответственность за свой неверный выбор и поведение. Она начала понимать, что именно она, а не родители, ответственна за свои проступки. Но настойчивые проверки с ее стороны прекратились не сразу.


На самом деле в течение первого месяца ее сопротивление усилилось, и она доводила большую часть конфликтов до наступления Последствий. Она усиленно собирала информацию. Когда родители упорствовали, Моника отпускала комментарии наподобие таких: «Вы несправедливы!» или «Терпеть вас не могу!» - чтобы взять родителей измором и заставить капитулировать. Не получалось! Родители крепко держали оборону.


Примерно через шесть недель родители Моники уловили изменения в ее поведении. Поначалу они были едва заметны. Моника меньше восставала и чаще слушалась. Она начинала прислушиваться к родительским словам и воспринимать их всерьез.


Усиление сопротивления со стороны Моники на начальной стадии - естественная часть процесса обучения. В конце концов, родители же сказали ей, что правила изменились. Как еще ей было узнать, не расходится ли слово с делом? Проверка - единственный способ, прибегая к которому, она могла в этом убедиться, и, когда она проверяла родителей, они снабжали ее данными, необходимыми для верных умозаключений. Эти новые инструменты влияли на ее поведение.

Популярные сообщения из этого блога

Какую опасность представляет мобильный телефон для ребенка?

Почему нужно делать сюрпризы и устраивать праздники для детей?

Страх развода мешает бракосочетанию