Первый класс: стресс для ребенка

Поймите, когда ребенок приходит первый день в школу - это большой стресс для ребенка. Огромное количество незнакомых взрослых и детей, от которых не знаешь, чего ждать. Потом начинаются «трудовые» будни, и опять встает вопрос о дисциплине. Теперь ребенок поднимается утром раньше, чем привык, ему надо умыться, одеться, позавтракать. Это часто тяжелое испытание для родителей. Если он долго копается по утрам и в результате вы опаздываете в школу, может иметь смысл спросить у него: «Дорогой, ты так долго одеваешься по утрам, что мы или опаздываем, или ты уходишь, не позавтракав, а я опаздываю на работу. Что ты можешь предложить, чтобы изменить ситуацию? » Очень часто дети все понимают и действительно находят выход из положения, причем собственный, Я бы советовала написать распорядок дня и список обязанностей и повесить на двери комнаты или на холодильнике, чтобы он был всегда на виду, и нельзя было сказать: «А я забыл», иначе вы окажетесь опять втянутыми в бесконечный спор.



Далеко не каждый ребенок может спокойно высидеть целый урок на месте. Опытный педагог делает несколько перерывов на пару минут, переключая внимание детей на что-то другое, потом опять возвращается к уроку.


Особенно трудны первые месяцы, когда ребенку кажется, что все, чему он научился раньше, не принимается во внимание ни учителем, ни одноклассниками. Если вам повезло с педагогом, то он будет знать, как приобщить ребенка к получению знаний, как не упустить тех детей, которые воспринимают школу как суровую необходимость, он научит детей получать удовольствие от учебы и гордиться, что они могут многое сами сделать, он найдет подход к детям, для которых мнение товарища часто важнее мнения учителя. «Развитие чувства неполноценности, переживания, что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет, - вот та опасность, которая может быть сведена к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть то, что ребенок может сделать», - пишет Э. Эриксон. Родители тоже должны помочь педагогу, выработав у ребенка заранее доверительное отношение к нему.


Именно так и рассуждала Сашина мама, когда ее сын окончил гимназию при одном известном лицее и был рекомендован к обучению «в самом сильном классе». И мама, и сын были очень довольны, что Сашенька будет учиться «у самой опытной и заслуженной учительницы», как сказала педагог, проводившая занятия в гимназии. Неожиданности начались прямо 1 сентября. Первая учительница строго посмотрела на счастливую маму, пришедшую забирать сынка из школы и вести к праздничному столу, и грозным голосом спросила:


- Кто научил вашего сына таким словам?


Мамино сердце тихо екнуло и опустилось ниже плинтуса классной комнаты.


- Каким словам? - переспросила она, явно теряясь и краснея.


- Когда я спросила, кем хочет стать ваш сын, когда вырастет, знаете, ЧТО он мне ответил?


- Нет.


- Он сказал, что хочет стать бизнесменом! Кто его этому научил?


- Это все, что он сказал?


- Нет, он еще сказал, что только умные и богатые люди смогут поднять Россию на первое место в мире.


- Этому научили Сашу мы, его родители. А с чем вы, собственно, не согласны?


Через два года мама перевела Сашу в другую школу с более прогрессивными взглядами.


Ребенок, поступив в школу, из беззаботного детства, мира игр попадает в суровую жизнь взрослых, в которой требуются самоограничение, чувство долга, необходимость делать только то, что тебе сказали, т. е. ребенок становится полностью зависим от предписанных обязанностей. Одни могут выучить многое из того, что необходимо, и развить в себе чувство долга, другие никогда не смогут разучиться самоограничению, которое досталось им такой дорогой ценой и которое не является необходимым. Есть категория детей, которая с излишним рвением воспринимает учебу в школе, жертвуя ради этого играми и воображением, в результате они получают прекрасный аттестат, красный диплом, но вряд ли кто-то из них сможет стать руководителем и лидером. Став взрослыми, они часто на всю жизнь остаются прекрасными исполнителями, для которых «шаг вправо, шаг влево - расстрел».


К сожалению, эта категория специалистов бывает начисто лишена инициативы и имеет такое количество комплексов собственной неполноценности, что не может руководить коллективом, так как у этих людей нет опыта ошибок. «Отличники», они всегда все делали на отлично, или по крайней мере очень хорошо, не проявляя буйную фантазию на уроках и не экспериментируя дома. Не имея опыта «а что, если...», они не знают, что может быть и как с этим бороться. Это служащие, которые всегда будут идти только верной дорогой, даже если она ведет в никуда. В отличие от тех, кто скажет «где-то я уже такое видел, слышал, знал» и пойдет другим путем, имея опыт школьных ошибок.

Популярные сообщения из этого блога

Почему нужно делать сюрпризы и устраивать праздники для детей?

Какую опасность представляет мобильный телефон для ребенка?

Причины детских капризов и их последствия