В каких ситуациях применяются естественные последствия?

Келлену и его приятелю Крейгу по восемь лет. Они были заняты оживленной игрой, устали, хотят пить и забегают в дом Келлена.



- Можно нам парочку напитков в пакетиках? - спрашивает Келлен. Когда жарко, Келлен любит освежиться напитком с фруктовым вкусом из маленьких пакетиков.


- Конечно, - отвечает его мама. Она достает из холодильника два пакетика, протыкает в них дырочки и вставляет соломинки.


- Держите, ребята, - говорит она. Они благодарят ее и выходят во двор.


Когда она выглядывает из окна, то видит, как Келлен брызгает в Крейга своим напитком, как из водяного пистолета. Крейг отвечает тем же, и Келлен радостно брызгает снова.


- Так им напитков надолго не хватит, - думает мама Келлена. Она права. Через пару минут мальчики возвращаются в дом с пустыми пакетиками.


А можно нам еше по одному? - спрашивает Келлен. - Наши уже пустые.


Мама Келлена получает возможность преподать сыну Урок с естественными последствиями.


Можно только по одному - и вы их уже получи-Ли> - говорит она спокойно.


Но, мам, мы, правда, очень пить хотим! - упраши-Вает Келлен.


- Когда вы обливаете напитком друг друга, для питья не слишком много остается, - замечает она. - Если вас по-прежнему мучает жажда, можете выпить столько воды, сколько в вас поместится.


Мама Келлена позволяет естественным последствиям недавней шалости преподать урок, который ее сыну необходимо усвоить. Как и многие родители, она, возможно, испытывает искушение сказать: «Я тебя предупреждала» - или прочесть лекцию о том, как это плохо - использовать напитки как водяные пистолеты. Но она сознает, что дополнительные слова с ее стороны могут уменьшить действенность жизненного последствия, переживаемого Келленом. Вероятно, он в другой раз дважды подумает, стоит ли использовать пакетик с напитком как водяной пистолет!


Что такое естественные последствия?


Естественные последствия, как это подразумевает сам термин, естественно вытекают из события или ситуации. Они представляют собой один из вариантов «трудного пути». Естественные последствия требуют небольшого участия со стороны родителей - если требуют вообще. Нотации, фразы типа «я же тебе говорил», разрешение возникшей проблемы или добавление дополнительных последствий могут подорвать инструктивную ценность естественного урока. Это единственный урок, который сам себя преподает.


Некоторым родителям не трудно применять естественные последствия, и они с удовольствием используют повод дать своим детям учиться на собственном неверном выборе или ошибках. Другим родителям делать это значительно сложнее. Когда что-то происходит, они обнаруживают. что борются с желанием взять руководство ситуацией на себя и сделать больше, чем от них требуется. Если с вами такое случается, учитесь ограничивать свое участие, заново формулируя очевидные факты ситуации - например: «когда игрушка сломана, мы не можем с ней играть».


Давайте рассмотрим некоторые ситуации, в которых вы можете пользоваться естественными последствиями.


Ситуации, в которых применяются естественные последствия


Естественные последствия могут оказаться поучительным воспитательным инструментом в таких ситуациях, когда что-то потеряно, повреждено или украдено из-за небрежности; когда у детей входит в привычку о чем-то забывать; когда дети медлят и откладывают «на потом»; когда они не выполняют свои обязанности.


Когда что-то потеряно, повреждено или украдено из-за небрежности


Естественные последствия: не чините и не заменяйте потерянный или поврежденный предмет, пока не пройдет достаточное время, чтобы ребенок прочувствовал свою потерю.


Двенадцатилетний Джордан получил от родителей в День рождения дорогую карманную видеоигру. Через несколько дней после получения подарка он забыл его в Плавательном клубе по соседству. Когда он вспомнил об этом и вернулся за игрой, ее уже не было. Он расплакался, и Родители срочно купили ему новую.


Вторая видеоигра продержалась почти две недели, пока в один очень жаркий день Джордан не забыл ее на сиденье машины. Пластиковый корпус расплавился. Вторая игра пришла в негодность. И снова Джордан плакал и выпрашивал новую.


Родители свой урок усвоили - но не Джордан. Когда он стал просить новую игру, родители объявили, что в этот раз все будет по-другому.


- Мы внесем половину стоимости, если ты будешь экономить свои карманные деньги, заплатишь остаток и обоснуешь нам, как ты собираешься заботиться об игре, -сказал отец. Джордан неохотно согласился. На этот раз он тоже усвоит свой урок.


В каких ситуациях можно пользоваться естественными последствиями?


Пятилетний Алекс знает, как получить максимум внимания: он изо всех сил «тянет кота за хвост» во время Утреннего одевания. Его родители перепробовали все: напоминания, увещевания, разумные доводы, объяснения, подкуп, торговлю, угрозы лишить его развлечений и игрушек. Ничего не помогало! В отчаянии они решили применить естественные последствия.


Однажды утром, когда он принимается тянуть с одеванием, как обычно, мама объявляет:


- Алекс, у тебя есть пятнадцать минут, чтобы одеться, а потом мы выходим, не зависимо от того, готов ты или нет! Я ставлю таймер.


Да нет, не может быть, чтобы она говорила серьезно, думает про себя Алекс. - Она мне еще несколько раз напомнит, потом придет и поможет мне одеться. - Он продолжает медлить. Проходит пятнадцать минут - а на нем пока только носки, белье и футболка. Звенит звонок.


- Пора! - говорит мама как ни в чем не бывало. Она складывает оставшуюся одежду в пакет и выводит его за дверь. Суматоха в их дворе привлекает внимание других детей, направляющихся в школу.


- О нет! - говорит себе Алекс. Его театральные представления вовсе не рассчитаны на посторонних. Они же знают, что он умеет одеваться и вовремя выходить из дома! Он бегом бежит к машине.


- Вот твой пакет, - говорит ему мама, когда они садятся в машину. Весь в слезах Алекс торопливо заканчивает свой туалет. Брючки, рубашка и ботинки оказываются на нем даже раньше, чем они успевают выехать с подъездной дорожки. Больше ни слова на эту тему не сказано. На следующее утро Алекс одевается вовремя.


Когда дети не выполняют свою часть работы


Естественные последствия: дайте им прочувствовать результат.


Десятилетняя Серена знает, что по субботам ей положено складывать грязную одежду в корзину, которая стоит у нее в спальне, и относить ее вниз в стирку, но на самом деле все происходит вовсе не так. Наоборот, Серена оставляет вещи раскиданными по всему полу, а расстроенные родители собирают и стирают их за нее.


Родители наконец решили, что пора Серене справляться с этой работой самостоятельно. Они больше не согласны подбирать за ней грязную одежду. Если она хочет, чтобы одежду постирали, то по субботам должна сама сложить ее в корзину и отнести вниз.


Прошло две недели, прежде чем Серена обнаружила, что у нее нет больше чистых носков и почти закончилось нижнее белье.


- Мам, у меня носки кончились, - жалуется Серена.


- Да? Я что-то ни одного не видела в корзине в эту субботу, - как бы между прочим говорит мать. - Если они не лежат внизу в корзине, то и постирать их нельзя. Полагаю, сегодня тебе придется надеть грязные.


Серена так и сделала - и ей это не понравилось. В следующие выходные наполненная корзина стояла внизу в ожидании стирки.

Популярные сообщения из этого блога

Какую опасность представляет мобильный телефон для ребенка?

Почему нужно делать сюрпризы и устраивать праздники для детей?

Страх развода мешает бракосочетанию