Как вера в Бога помогает воспитывать детей?
Как показывают результаты последнего исследования, проведенного Barna Research Group, приблизительно две трети родителей, имеющих детей в возрасте до двенадцати лет, посещают богослужения не менее одного раза в месяц и, как правило, берут детей вместе с собой. Тем не менее исследование, в ходе которого были опрошены 1 010 взрослых людей, показало, что большинство родителей не имеют конкретного плана духовного развития своих детей и сами не прилагают практически никаких усилий для их духовного роста.
Говоря иначе, большинство родителей желает, чтобы их детям в церкви дали все необходимое духовное воспитание. Но молитвенные родители так не поступают. Несмотря на то, что они могут очень высоко ценить то, что дает их детям церковь, они прекрасно понимают, что постоянное присутствие Божье в своей собственной семье требует с их стороны гораздо большего, чем может предложить любая церковь.
Так что же в таком случае делают молитвенные родители? Давайте рассмотрим это.
Молитвенные родители учат своих детей слышать Бога
"Как ты думаешь, Джексон, каким образом ответит тебе Бог?" Этот вопрос мы задали своему трехлетнему сыну во время недавней поездки на машине, после того как он рассказал нам о том, что попросил у Бога в молитве новые игрушки.
Джексон на мгновение затих, после чего вдруг сказал: "Думаю, Он собирается позвонить вам".
Маленькому ребенку трудно понять, как Бог разговаривает с нами, взрослыми, не так ли? В трехлетнем возрасте наш сынишка все еще надеется, что Бог позвонит нам по телефону. Но, если быть предельно откровенными, в наших силах помочь детям практически любого возраста услышать обращающийся к ним голос Бога. Мы лишь должны показать им, что собой представляет этот голос.
Как стать молитвенным родителем?
Например, мы можем научить наших детей тому, как прислушиваться к тоненькому внутреннему голоску, звучащему в сердце каждого из них. Мы можем рассказать им о том, что иногда Бог обращается через других людей. В Библии сказано, что Иисус был "движим состраданием" к людям. Подобное чувство сострадания является одним из наиболее четких свидетельств того, что с нами говорит Бог.
Как еще может звучать Божий голос? Как вы можете его ощутить? Ответить на этот вопрос очень важно, потому что без вашей помощи ребенку будет трудно его понять.
Возьмем, к примеру, мальчика, отец которого во время концерта симфонического оркестра наклоняется к нему и шепчет на ухо: "Послушай, как сейчас будут играть флейты. Разве они не прекрасны?" Ребенок, будучи не в состоянии выделить партию флейты, недоуменно смотрит на отца: "Какие флейты, папа?"
Ребенку необходимо сначала услышать, как флейта звучит сама по себе, вне оркестра, прежде чем он сможет выделить и услышать ее отдельную партию в оркестре. То же самое касается и тех моментов, когда мы прислушиваемся к голосу Бога. Не научившись слышать Его голос в тихие мгновения своей жизни, наши дети окажутся не в состоянии уловить его в целой симфонии звуков окружающей их жизни.
Поэтому, когда Бог обращается к вам, пригласите и своего ребенка принять участие в этом обшении. Объясните ему, что молитва включает в себя не только обращение, но и выслушивание.
Молитвенные родители говорят о том, во что они верят
Мы склонны считать, что дела говорят красноречивее слов. Но, в соответствии с результатами недавнего исследования, проведенного Университетом Пердью, слова оказываются не менее действенными, чем поступки, когда дело касается передачи родителями своих религиозных взглядов и убеждений детям. Исследование, представленное в недавнем номере журнала Journal of Applied Developmental Psychology, показало, что дети гораздо легче перенимают убеждения своих родителей, когда имеют о них достаточно ясное представление.
Это означает, что если вы хотите, чтобы ваш ребенок имел отношения с Богом через молитву, то вы не только должны молиться вместе с ним, но также и рассказывать ему о молитве, о том, почему она так важна. Вы должны не только посещать церковь, но и разъяснять ребенку, в чем заключается важность церкви.
Линн Окагаки, которая и провела вышеупомянутое исследование, является профессором факультета развития ребенка и семьи в Пердью. Она опросила 58 студенток и 36 студентов в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет. "Мы обнаружили, что четкость восприятия ребенком убеждений своих родителей зависит в целом от всего того, что родители делают, - объясняет она. - Однако среди всего этого особо следует отметить такие моменты, как выделение достаточного времени для объяснения ребенку своих убеждений, а также привлечение детей к участию в той деятельности, которая, на ваш взгляд, подтверждает эти убеждения".
Принимая во внимание всю эту информацию, можно не удивляться тому, что Моисей столь настойчиво призывал израильтян говорить своим детям о Десяти Заповедях не только утром, но также в течение дня и вечером, перед самым отходом ко сну. Вопреки известной пословице, действия далеко не всегда оказываются красноречивее слов. И потому нам следует не только твердо держаться своего пути, но и говорить о нем.
Молитвенные родители учат своих детей молиться
Короткие молитвы, которым мы учим своих детей в самом начале их духовного пути, легко запоминаются. Обучать детей говорить, что "Бог велик, Бог милостив", перед тем, как приняться уплетать аппетитные спагетти, или же повторять перед сном "Теперь я укладываю себя спать..." - все это прекрасно. Но нам следует идти дальше, потому что даже самые маленькие дети уже способны научиться тому, как обращаться к Богу не только во время еды или перед сном.
Грэг Асимакопулос, отец трех дочерей и пастор церкви, которая находится не так далеко от нашего дома в Сиэтле, в значительной степени повлиял на то, как мы научили своих детей молиться. Возможно, вам доводилось слышать о молитвенном методе ППБП -Поклонение, Покаяние, Благодарение и Прошение. Естественно, для маленького ребенка все это достаточно сложно. Как-никак, слова поклонение, покаяние, благодарение и прошение не являются элементами их повседневного лексикона. Но Грэг показал нам, как каждая из этих четырех категорий связана с фразами, довольно-таки известными всем нашим детям - фразами, которые мы можем слышать в их повседневном общении.
Я тебя люблю. Поклонение является не чем иным, как выражением нашей любви к Богу. Дети прекрасно знают, как можно выразить свою любовь к тем, кто им нравится. Для детей выражение любви является естественной ответной реакцией на проявление любви к ним самим с чьей-то стороны. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы помочь своим малышам увидеть, сколь многогранна и велика любовь к ним Самого Бога. Если мы поможем своим детям понять, как сильно любит их Бог, они будут более расположены к выражению своей любви к Нему.
Прости меня. Дети, в силу присущих им возрастных особенностей, не способны еще понять библейских мотивов и последствий покаяния и прощения грехов. Несмотря на это, они, вне всякого сомнения, знают, что означают слова: "Прости меня". Мы можем сказать своим детям, что Бог очень сильно хочет слышать голоса тех чувств, которые живут в наших сердцах. И Он с удовольствием простит нас, если мы просто попросим у Него прощения. Конечно же, мы не должны всеми силами тянуть из своих детей слова покаяния ради одного лишь покаяния. Но если мы объясним им, что простая молитва о прошении очень нужна во многих ситуациях, это поможет им познать Бога, как Бога прощающего.
Спасибо. Слово спасибо является, наверное, наиболее естественной частью молитвы каждого ребенка. "Спасибо Тебе, Бог, за папу и маму..." - многие малыши именно с этих слов начинают свою вечернюю молитву. Но мы ведь не хотим, чтобы эта коротенькая фраза утратила для них свое значение, не так ли? Мы предлагаем вам начинать свое молитвенное время с ребенком, обсудив с ним сначала то, что наиболее запомнилось и понравилось ему в течение дня. Подобным способом вы сможете помочь ему сделать свою молитву благодарения более чем просто привычкой.
Пожалуйста. Последняя буква П в аббревиатуре ППБП соответствует слову прошение. Это особенное слово обозначает уважительное обращение с просьбой оказать услугу - причем ударение делается именно на слове уважительное. Завершающая часть молитвы не должна превращаться в трещащий по швам список просьб и пожеланий; это время мы должны посвятить тому, чтобы "просить, искать и стучаться во все двери", стремясь обрести то, в чем, на наш взгляд, мы в данное время больше всего нуждаемся. Иисус, как мы знаем, призывал Своих учеников к тому, чтобы они вели себя, как дети, доверчиво приходящие с просьбами к своему Небесному Отцу. Поэтому учите своих детей говорить Богу "пожалуйста". Учите своих детей тому, что они могут попросить Бога о чем угодно - от храбрости, необходимой для того, чтобы дать достойный отпор школьным хулиганам, до благополучного исцеления дедушки, перенесшего операцию на сердце. Детям необходимо знать, что Бог искренне хочет, чтобы они приходили к Нему с любыми желаниями своего сердца.
Неоспоримая важность родительской молитвы
Как сообщалось в журнале Newsweek, 81 процент матерей и 78 процентов отцов заявляют о своей готовности отправить детей в воскресную школу или дать им какое-либо другое религиозное образование". Большинство родителей совершенно искренне хотят воспитать своих детей сострадательными, умеющими отличать добро от зла, стремящимися в своей жизни следовать Золотому Правилу. Несомненно, очень приятно слышать о том, что столь многие из нас делают нравственные ценности одним из главных приоритетов в воспитании своих детей. Но .молитвенное воспитание касается чего-то большего, чем простого прививания детям нравственных принципов. Молитвенные родители помогают своим детям возвести собственную жизнь на истинном духовном основании, что в действительности оказывается гораздо более важным, чем мы можем себе представить. Почему? Потому что как раз дети зачастую оказываются более восприимчивыми и более чувствительными к присутствию Божьему, чем мы, взрослые.
Если кто-либо из взрослых и понимал подобное положение вещей во всей полноте, то этим человеком наверняка был К.С. Лыоис. За месяц до своей смерти в 1963 году Льюис написал письмо, адресовав его маленькой девочке, очень желавшей знать, выйдут ли когда-нибудь еще его книги из серии "Хроники Нарнии". В результате же это письмо оказалось нежным и исполненным величайшего смысла прощанием Льюиса со всеми своими преданными читателями. Ниже мы приводим его содержание.
Как мы уже говорили, дети в гораздо большей степени, чем мы себе представляем, испытывают близость с Богом, однако нам, если честно, далеко не всегда удается это распознать. Нам необходимо быть молитвенными родителями. Примером, подчеркивающим исключительную важность этого, может послужить история маленькой девочки по имени Шиа.
Когда Шиа было четыре года, на свет появился ее младший братик. Маленькая девочка начала просить родителей, чтобы те позволили ей остаться наедине с малышом. Родители же беспокоились, думая, что, подобно многим четырехлетним детям, Шиа захочет из ревности ударить или встряхнуть братика, и потому ответили дочери отказом. Но спустя некоторое время, видя, что девочка абсолютно его не ревнует, родители все-таки изменили свое первоначальное мнение и разрешили Шиа остаться с братиком наедине.
Окрыленная полученным разрешением, Шиа помчалась в детскую и закрыла за собой дверь, но не до конца - и любопытные родители тотчас же прильнули к оставшейся щели, полностью погрузившись во внимание. И они увидели, как их дочурка подошла к своему крохотному братику, наклонилась к нему и тихо сказала: "Малыш, расскажи мне, как ты чувствуешь Бога? А то я начинаю уже забывать".
Становясь старше, мы начинаем забывать о некоторых своих чувствах - тех, которые связывают нас с Богом. Жизнь наполняется суетой, и если мы не придаем этому важного значения, то уже очень скоро начинаем забывать о том, как чувствуется Бог. Именно поэтому молитвенные родители уделяют особое внимание тому, как приводить своих детей в присутствие Божье.