Как мотивировать ребенка на достижения?

Мы говорили с тобой о ситуациях, которые входят в жизнь каждой семьи, потому что предусматривают потребность ребенка в самообслуживании, освоении навыков по самостоятельному планированию своих действий, способности предусматривать последствия своих поступков, выполнении конкретных обязанностей по дому. Кроме этого, есть еще и такой огромный спектр забот родителя, который связан с непосредственным обучением ребенка совершенно конкретным умениям, наукам, если хочешь. Это и умение рисовать, и умение играть в футбол, и умение читать, и еще целое море других умений. Тогда с большой долей вероятности могут возникнуть ситуации, когда родитель сталкивается с сопротивлением ребенка (более активным или менее ярким) в изучении этих умений: «Я не хочу читать!», «Я не буду больше ходить в футбольный клуб», «Мне не нужны танцы» и т. п. Заставлять или нет? Что делать, если я, родитель, нисколько не сомневаюсь в том, что умение читать - это благо, а мой ребенок знает все буквы, прекрасно читает по слогам, но на этом его интерес к чтению и заканчивается?



Ты сколь угодно долго можешь заставлять ребенка читать. И вполне вероятно, что, в конце концов, «придумаешь» способ добиваться того, чего сам желаешь. Я знаю примеры, когда детям родители платят деньги за каждую прочитанную книгу. И что с того? Ведь книга прочитана не потому, что сам ребенок захотел ее прочесть, а потому, что есть желающие (я бы сказал, даже жаждущие) этот его труд оплатить. Многие скажут: «Ну и хорошо. Пусть хоть так читает. Это все же лучше, чем закрывать ребенка в детской, пока он не перескажет то, что прочитал». Кому лучше? Лучше ребенку, который не по собственной воле, а по принуждению занялся чтением? Да, ребенок очень быстро сделает удобный ему вывод и в такой ситуации: «Ага, значит, они (родители) готовы меня купить. Вот оно как! Раз так, то я должен стоить дорого!». И появятся расценки: книга 20 страниц - столько, книга 50 страниц - столько. А как быть тогда со школьной программой или с обучением в вузе? Может, проще сразу купить готовый диплом, это еще и дешевле в итоге окажется? Уважаемые коллеги, торговля, различные формы подкупа и обмен натуральными благами - это не выход, каким бы соблазнительным он ни казался. Это иллюзия. Миф. И поход по такому пути, по моему мнению, обречен на скорое созерцание тупика. Потому что нет в такого рода решениях главного - нет собственного желания ребенка (подростки тоже не исключение) совершить данное конкретное действие. Мы подобрались к ответу: когда ребенок начнет испытывать свою собственную потребность в усвоении чего-то, когда его внутреннее желание станет для него мотивом к целенаправленным, им самим утвержденным действиям - только тогда по-настоящему и начнут в его жизни занимать должное место одни и вторые, и третьи направления развития, обучения.


Помнишь мальчика Рому, который вместе с папой занимался моделированием различной техники? Я расскажу еще одну историю из его жизни.


Очень рано познакомившись с буквами, Рома не хотел читать сам ни под каким соусом. Угрозы, уговоры, логические доводы, что ты сможешь читать и тогда сам сможешь выбирать себе не только книги, но мультфильмы - не имели достаточного эффекта. Традиционно, когда папа с сыном садились разбираться с новой моделью танка или самолета, то папа вынужден был сам изучать инструкцию, а потом устно комментировать ее содержание, когда вместе с сыном приступал к строительству.


Однажды в воскресенье, перед поездкой в трехдневную командировку, папа с Ромой купили довольно большую модель эсминца времен Второй мировой войны. Но собирать модель корабля в этот день они не начали.


Папа: Сегодня ночью я уеду в командировку. И вернусь только в четверг. Поэтому давай отложим эсминец до следующих выходных, о ней?


Рома: Но я хочу собрать его сегодня.


Папа: Сегодня уже поздний вечер. И я собираюсь хорошенько выспаться. Если хочешь, собери его по инструкции сам к моему приезду. Конечно, я бы хотел это делать вместе с тобой, но, с другой стороны, а почему бы и нет.


Когда в четверг вечером папа возвратился домой, то первое, что он узнал от сына, - это то, что сборка эсминца состоялась. Рома был так горд собой и радостен, что не спросил свое привычное: «Что ты мне привез из командировки?».


Папа: Ты на славу потрудился. Отличный корабль. Все башни на своих местах. О!.. Да они еще и крутятся. Здорово получилось. Ты молодец!


Рома: Смотри, даже пулеметы в башнях могут подниматься и опускаться.


Папа: Тебе мама помогала или ты сам справился?


Рома: Я сам! Сначала чуть не приклеил все к корпусу. А потом прочитал в инструкции - какие детали на какой борт. Потом я узнал, что башни не надо клеить, для них есть специальные шарниры.


Папа: Однако в чтении есть свои плюсы!


Рома: Есть, есть (засмеялся парень).


Когда у ребенка есть желание, есть собственный интерес к тому, чтобы что-то освоить, познать, выучить, тогда и процесс освоения идет гладко. Может быть, Ромин папа интуитивно сделал то, что сделал? Но именно такой подход, оказывается, является наиболее эффективным. Зная, что увлекает твоего ребенка, где сфера его наиболее важных интересов - ты обретаешь замечательную возможность мотивировать ребенка на новые достижения. И успехи эти могут быть в самых разных сферах. В том числе и в учебе по школьной программе. Разумеется, ребенку не могут быть так сильно интересны вес без исключения предметы из этой обязательной программы, как некоторые из них. Это не беда - достаточно высокая внутренняя степень самоорганизации (ответственности, если хочешь) как раз и сослужат свою добрую службу. У ребенка, особенно в школьном возрасте, желание соответствовать определенным (важным для него) стандартам - это сам по себе очень мощный мотив к действиям.

Популярные сообщения из этого блога

Какую опасность представляет мобильный телефон для ребенка?

Почему нужно делать сюрпризы и устраивать праздники для детей?

Страх развода мешает бракосочетанию