Лекарства-обманщики - о чем молчит реклама
Новое не всегда значит лучшее. Особенно это касается медицины. История препарата талидомида как раз и говорит о том, что не стоит спешить пользоваться новыми услугами, лекарствами, если не все до конца с ними ясно. Не верьте навязчивой рекламе. Прислушайтесь к себе.
Сюзанна, молодая и красивая женщина, испытывала блаженство. Совсем скоро у нее будет ребенок, все идет хорошо. Сюзи уже представляла, как она и ее муж Джон, офицер американской армии, чья воинская часть была расквартирована в Западной Германии, будут упиваться счастьем втроем. И вот настал долгожданный день. Прекрасная клиника, прекрасные врачи, все чудесно. Что роды пройдут успешно, она не сомневалась - ведь уже некоторое время она принимала недавно разработанное и очень широко разрекламированное медицинское средство - талидомид. Достать препарат было не так уж и просто. Стоил он дорого, но благодаря связям мужа удалось приобрести несколько упаковок. По рекомендации докторов она пила таблетки и чувствовала себя великолепно.
. ..Когда принимающий роды врач вдруг замешкался, словно был чем-то ошеломлен и напуган, Сюзанна своим тонким женским чутьем почувствовала неладное. "Что-то нет так?" - прошептали ее пересохшие от волнения губы. До сих пор она вспоминает тот день с содроганием. Это даже был не страх, а какой-то проникающий в каждую клеточку тела ужас. Внутри все оборвалось, похолодело, когда она увидела только что появившегося ребенка, - это был урод, поражающий неразвитостью своих деформированных рук-отростков.
Потом сведения о подобных случаях, когда у женщин, принимавших талидомид, рождались дети-уродцы, захлестнули все средства массовой информации. Резонанс был огромный. С тех пор ни один дипломированный врач в Америке или Англии ни за что не станет выписывать беременной женщине лекарства. Предродовые фобии, депрессии и прочие сопутствующие этому периоду заболевания лечатся в основном дедовскими методами. Прежде всего родственникам и близким женщины, готовящейся стать матерью, настоятельно рекомендуется окружить ее теплом и заботой. Старшие женщины, говоря по-русски, постоянно заговаривают ей зубы, что-нибудь рассказывают, не дают оставаться один на один со своими страхами, отвлекают от дурных мыслей.
Кроме того, еще в дородовый период всем девушкам рекомендуется заниматься аэробикой, гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, то есть теми видами спорта, которые не только позволяют находиться в отличной форме, но и укрепляют мышцы ног и брюшной полости. Женщины, не имеющие время на физкультуру, рожают гораздо тяжелее.
Естественно, если чрезвычайные обстоятельства требуют принятия медикаментов, то наблюдающий врач вместе с родственниками беременной идет на риск, предлагая те или иные препараты.
Видно, правду говорят, что нет худа без добра: случай с талидомидом заставил многих взглянуть на всю лекарственную промышленность по-иному. Кстати, до сих пор есть сторонники этого лекарства, считающие, что оно обладает хорошими лечебными свойствами и лишь назначение его беременным женщинам было трагической ошибкой. Досталось тогда и производителям, и рекламодателям, которые в погоне за быстрой окупаемостью разработок ввели общественность в заблуждение.
Сегодня в США можно привлечь к суду как изготовителя, так и его рекламного агента. Американцы, услышав о каком-либо новом лекарстве, не бегут сломя голову его покупать, сначала они знакомятся с ним на страницах популярных изданий, выходящих большими тиражами, таких как "Пэрэйд". Там регулярно публикуются сведения о новых медикаментах. На целой странице, а то и на двух дается развернутая характеристика препарата: противопоказания, показания, для какого возраста лучше всего подходит, на ком и в течение какого времени опробовался, кем изготовлен, кем продается... Если по каким-то аспектам данных о нем нет, так и пишется: "Воздействие препарата на малолетних детей и беременных женщин не исследовано..."
Такие подробности не покажутся чрезмерными, если учесть, что в нынешней Америке за все ошибки виновнику приходится расплачиваться в прямом смысле слова. Человек, пострадавший от употребления расхваливаемого повсюду продукта, может потребовать полного возмещения ущерба. Нельзя не сказать, что и государство, тратящее огромные деньги на оказание помощи больным, ничуть не заинтересовано заигрывать с мошенниками или бракоделами, злоупотребляющими рекламой. Это хорошо иллюстрирует идущая сейчас в США беспрецедентная по своим масштабам борьба с фирмами, производящими сигареты.
На лечение заядлых курильщиков, заболевших раком ротовой полости, горла и легких, правительство вынуждено тратить 20 млрд. долларов ежегодно. Светлые головы решили, что пора положить этому конец, и стремятся переложить столь тяжкую ношу на тех, кто изготавливает табачную продукцию и до недавнего времени имел сказочные барыши. В 46 штатах начались судебные процессы против табачной индустрии, которая уже согласилась выплатить пострадавшим 206 млрд долларов в течение последующих 25 лет.
В России, к сожалению, подобные механизмы еще не отработаны. Нас сейчас буквально душит в объятиях бестолковая, назойливая, а порой и вредная реклама, доверять которой, прямо скажем, не стоит. Кому же верить? Солидным изданиям, дипломированным врачам и официальным представителям здравоохранения. Посмотрев телевизор, где диктор, рассказывающий нам о погоде, попутно дает совет купить очень "эффективное" лекарство, не спешите в аптеку, даже если это средство изготовлено из трав.
Олег ЩЕЛОВ
«Женское здоровье»